29 мая 2012 г.

2.Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования социально-гуманитарных наук.


2.Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования социально-гуманитарных наук.
Субъектно-объектные отношения в социально-гуманитарных науках имеют свою специфику. В предмет социально-гуманитарного познания постоянно включен его субъект, то есть сам человек. Можно утверждать, что объект (предмет) социального познания есть не что иное, как совокупность субъектов. В социально-гуманитарных науках  объект (предмет) познания от субъекта отделать нельзя. Включенность субъекта в предмет социального познания придает этому предмету исключительную сложность.
Необходимость включения субъекта социально-гуманитарного познания во все объекты социального характера обусловлена и выявленным синергетикой обстоятельством, что в особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком огромного груза ответственности за судьбу всей социальной системы.
Специфика субъекта социально-гуманитарного познания также влечет за собой проблему объективности рассмотрения объекта (предмета) исследования. Суть этой проблемы заключается в том, что в социально-гуманитарных науках гораздо сложнее субъекту познания дистанцироваться от своих личностных предпочтений, от своих идеологических, ценностных установок. Никто не свободен от субъективных пристрастий, так как каждый человек видит своих богов и свой мир со своей точки зрения, согласно традициям своего общества и полученному воспитанию. Однако ученые в ходе своей работы могут постепенно избавляться от своих пристрастий. Тем не менее, в социально-гуманитарных науках ученые не могут полностью освободиться от оценок, так как невозможно полностью лишить партийности исследователя. И поэтому так сложно изгнать вненаучные ценности из научной деятельности. В современных  социально-гуманитарных науках объективность и свобода от ценностей являются неким идеалом, то есть сами являются ценностями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий