29 мая 2012 г.

25. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.


25. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.
В процессе научного открытия перед ученым всегда, явно или не явно,  возникает проблема истинности. Здесь под истинностью понимается и истинность самого открытия, и истинность методов на которых базируется это открытие. Разделяют две формы истины: относительная истина и абсолютная. Абсолютная истина это  элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем. Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.  Это неполное, ограниченное определенными условиями знание об объекте. Поэтому истина всегда конкретна. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин.
Существует несколько подходов в социально-гуманитарном познании к решению проблемы истины: историзм, психологизм и релятивизм. Историзм – это принцип предполагающий рассмотрение объекта как развивающейся во времени системы, выявление  закономерностей ее развития. С точки зрения историзма, достичь абсолютно истинного знания нельзя в силу того, что мир, общество, природа и т.д. постоянно изменяются во времени. – это особый методологический подход, стремящийся объяснить социальные отношения и структуры на основе свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей. С точки зрения психологизма, истина есть определенное психологическое отношение человека к своим знаниям.
Релятивизм – это методологический принцип, в рамках которого признается относительность, условность и субъективность познания, отрицаются абсолютные этические нормы и правила. Он отрицает возможность достижения адекватного знания о мире.
Важнейшим критерием научности является достижение достоверного, объективного истинного знания, которое является непосредственной целью и высшей ценностью научного познания. Это относится и к социально-гуманитарным наукам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий