29 мая 2012 г.

10 Формы восприятия природы в истории культуры


Формы восприятия природы в истории культуры
В узком смысле слова природа понимается как совокупность естественных условий существования человеческого общества, Т.е. это не вся материальная действительность, а только та ее часть, которая соотносится с обществом и выступает предпосылкой его развития.
Природа существует в двух основных видах. Наряду с естественной (первозданной) различают еще и искусственную природу, так называемую «вторую природу», созданную самим человеком в процессе его трудовой деятельности.
Естественная природа охватывает гео- и биосферу, то есть ее материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут со временем стать объектами его деятельности.
Искусственная среда обитания является результатом деятельности человека. Она включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, но и живые организмы: растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии.
В истории развития культуры имели место различные формы восприятия природы, так во времена античности человек и природа мыслились как единое целое. Идеалом общества были стремление жить в согласии с природой. Идея бережного отношения к природе отчетливо прослеживается и в культурной традиции философских учений Древнего Востока. Культура Востока в целом явилась важнейшим регулятором разумного и бережного отношения поведения человека в природе.
В Средние века философская мысль находилась под сильным влиянием религии и церкви. Природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Бога.
В эпоху Возрождения - Природа рассматривается как источник красоты, радости.
Наука Нового времени с ее ориентацией на преобразование природы сделала решительный шаг в направлении расширения господства человека над природой.
В последние десятилетия, в связи с угрозой глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях человека и природы, т.е. прямо был поставлен вопрос о коэволюционном развитии природы и общества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий