Проблемы
ситуации в науке
Проблемные ситуации
являются необходимым этапом развития научного познания и достаточно явно
фиксируют противоречие между старым и новым знанием, когда старое знание не
может развиваться на своем прежнем основании, а нуждается в его детализации или
замене.
Проблемные ситуации
бывают (а) глобальные и (б) локальные. Глобальные вызывают трансформацию
мировоззренческих ориентации. Например, на рубеже XIX–XX веков был зафиксирован кризис в физике и одновременно
произошла научная революция в естествознании, изменившая научную картину мира.
Проблемные ситуации локального порядка возникают повсеместно, когда трудно
установить непротиворечивое соотношение теории с ее эмпирическим базисом. В
этом случае поиск причинно-следственных отношений является основополагающим
условием разрешения данной проблемной ситуации.
Интеллектуальный
процесс, рожденный проблемными ситуациями, направляется на организацию поиска
решения. Проблемные ситуации в науке свидетельствуют о том, что имеет смысл
различать «знает что-либо» и «знает, что». Знание Необходимо рассматривать как
отношение между человеком и объектом и как отношение между человеком и
суждением. Преодоление проблемных ситуаций шло в направлении рациональной
связанности, сопровождалось ростом согласованности выводов. В целом, наличие
проблемных ситуаций в науке индексирует этап ее качественного изменения.
Решение проблемных ситуаций стимулирует пересмотр оснований, в рамках которых
проблема возникла и была поставлена, предполагает новый уровень научной
рефлексии и приводит к развитию научного познания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий