12. Природа ценностей и их роль в соц-гуманитр познании
Ценность – это, прежде всего, предмет или норма поведения, которые
характеризуются значимостью для человека, одобряются определенной группой людей
и соотносятся с истиной, красотой и справедливостью. Ценности классифицируются
по разным основаниям: материальные и духовные, объективные и субъективные,
абсолютные и относительные, религиозные, философские, этические, эстетические,
научные.
Наиболее важной
классификацией ценностей является их деление на абсолютные ценности, т.е.,
разделяемые всеми людьми (жизнь, здоровье, любовь, красота, истина,
справедливость, свобода, счастье и т.д.) и относительные ценности, т.е.,
разделяемые только определенной группой людей (деньги, слава, наслаждение,
власть, статус и т.д.).
Ценности отвечают на
вопрос: для чего нужна та или иная деятельность, а цель – на вопрос: что должно
быть получено в деятельности. Они позволяют человеку ориентироваться в жизни,
выдвигать правильные цели и стремиться к их достижению.
Ценности характеризуются
также изменчивостью в истории, в разное время и в разных обществах господствуют
те или иные ценности. Они играют важное значение в обществе, так как порядок в
обществе зависит от существования общих, разделяемых всеми людьми, ценностями.
В современном обществе можно выделить следующие универсальные ценности: система
коммуникации, система родства, религия, технология, социальная стратификация,
культура единства, бюрократия, деньги и рынок, социальные нормы.
В социально-гуманитарных науках можно ориентироваться
на два основных принципах: а) на принцип соотнесения знания с оценкой, т.е. с
ценностью или б) принцип свободы знаний от оценок, т.е. от ценностей. Важнейшим
условием достижения истины в социально-гуманитарных науках является стремление
ученого к ценностной нейтральности (соблюдение принципа свободы знания от
оценок).
Комментариев нет:
Отправить комментарий