29 мая 2012 г.

13. Социально-культурное и гуманитарное содержание понятие жизни.


13. Социально-культурное и гуманитарное содержание понятие жизни.
Жизнь – это форма бытия человека в социальной среде, которая осознается и переживается им, окружает его и оказывает на него определенное воздействие. Человек, прежде всего, стремиться понять место жизни в системе других ценностей. Он осознает что, жизнь среди всех других ценностей занимает центральное место, так как является первоначальной основой существования и реализации других ценностей.  Социально-гуманитарные науки пытаются научить человека правильно решать важнейшие экзистенциональные вопросы:
– быть или не быть (безусловно – быть),
– иметь или быть (оптимально иметь, преимущественно – быть),
– как стать бессмертным (в делах, в детях, в памяти людей).
Они также учат людей ориентироваться в философских учениях о смысле жизни и правильно выбирать свои цели: жить ради других  или ради самого себя, жить в самоограничении  или в наслаждении, жить ради личных интересов или ради общественных интересов.
В процессе исторического развития науки существенным образом менялись представления о жизни. Первоначальные представления о жизни, свойственные эпохе древности, наделяли ею все сущее, отождествляя жизнь и движение. Явления смерти на первых порах воспринимались не как окончание жизни, а как переход к иной ее форме. Механистическим трактовкам жизни противостояли и дополняли их виталистические концепции, согласно которым организм отличает от механизма наличие в нем жизненной силы или души.
Выделившись из природы, человек перестает быть просто биологическим существом, он становится существом социальным и в известном смысле выключается из природы. Однако было бы неверно, будто выделение человека из природы означает полный разрыв с ней. Человек, становясь социальным существом, не перестает быть существом биологическим, он выделяется из природы.
В процессе исторического развития человек познает законы природы и ставит их себе на службу, но он никогда не освобождается полностью от природной зависимости. Диалектика взаимоотношений человеческого общества и природы такова, что чем в большей степени человечество овладевает силами природы, тем в большей мере оно осознает и практически ощущает свое единство с ней и свою зависимость от нее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий