Социологические и культурологические
подходы к исследованию развития науки.
Социологический подход к науке
раскрывает зависимость науки от потребностей развития техники, от существующих
социально-политических структур, от складывающегося научного сообщества, его
ценностей и норм, от религиозных ориентаций.
В науке как соц. феномене
существует борьба за приоритет соей теории, что привело к появлению в науке
понятий плагиат, шельмование противников, отказ от борьбы за признание.
Отклоняющееся поведение свидетельствует о проявлении дисфункции ученого, что не
способствует выживанию научной системы.
В рамках культурологического
подхода к науке все существующие на Земле цивилизации были разделены на
традиционные и технократические. Различия традиционной и техногенной
цивилизации носят радикальный характер, который в значительной мере
распространяется и на науку. Традиционные общества характеризуются замедленными
темпами социальных изменений. Конечно, в них также возникают инновации как в
сфере производства, но прогресс идет очень медленно по сравнению со сроками
жизни индивидов и даже поколений. Соответственно в культуре этих обществ
приоритет отдается традициям, образцам и нормам. Инновационная (научная)
деятельность отнюдь не воспринимается здесь как высшая ценность, напротив, она
имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций.
Древняя Индия и Китай, Древний Египет, государства мусульманского Востока эпохи
средневековья и т.д. - все это традиционные общества.
В техногенных цивилизациях
всё не так. Самое главное изменение, связанное с переходом от традиционного
общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой системы
ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще новое. С
этим связан особый статус научной рациональности в системе ценностей
техногенной цивилизации, ибо познание мира является условием для его
преобразования. Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв
законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы
в соответствии со своими целями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий