29 мая 2012 г.

2 Основные концепции современной философии науки


Основные концепции современной философии науки
Философией науки обычно называют ту ветвь аналитической философии, которая занимается изучением науки как особой сферы человеческой деятельности.
В 1925 году была выдвинута и разработана концепция логического позитивизма (неопозитивизма).
Первоначальная модель науки в логическом позитивизме была искусственна и примитивна. В последующем развитии философии науки произошел постепенный поворот от логики к реальной науке и ее истории. Методологическая концепция К.Поппера получила название «фальсификационизм». По мнению Поппера, полная обоснованность и достоверность в науке недостижимы, а возможность частичного подтверждения не помогает отличить науку от ненауки.  Именно с методологической концепции Поппера философия науки начала свой поворот от логики к истории науки.
 Первой концепцией, основанной истории научных идей и концепций, стала методологическая концепция американского историка и философа Томаса Куна, получившая название концепции научных революций. Важнейшим понятием концепции Куна является понятие парадигмы, т.е. совокупности научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени. Науку, развивающуюся в рамках парадигмы, Кун называл «нормальной». Смену парадигм Кун назвал научной революцией.
Одним из философов, выдвинувших очередную концепцию философии науки, был П.Фейерабенд (1924-1997 гг.). Свою концепцию он назвал «эпистемологическим анархизмом». В литературе она получила название теории философского анархизма.С точки зрения Фейерабенда каждый волен изобретать собственную концепцию, которую невозможно сравнивать с другими, ибо нет никакой основы для такого сравнения. Следовательно, все допустимо и все оправдано.
Еще одним представителем методологического направления философии науки был английский историк науки – Имре Лакатос (1922-1974 гг.). Он создал довольно близкую к куновской концепцию методологии научного познания, которая получила название методологии научно-исследовательских программ.
Согласно Лакатосу развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ. Признавая позитивной мысль Лакатоса о конкуренции в науке как движущей силе ее развития, необходимо отметить и ущербность его концепции, утверждающей, что каждая новая исследовательская программа отбрасывает ранее приобретенное знание. А между тем любые новые проблемы решаются обязательно с учетом апробированных достижений науки, с опорой на ее многовековую историю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий