Этические нормы и ценности науки.
В науке, как и в любой
области человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят,
и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм,
определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и
неприемлемым для ученого в различных ситуациях.
В нормах научной этики
находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и
запреты, такие, например, как «не укради», «не лги». Скажем, как нечто подобное
краже оценивается в науке плагиат, когда человек выдает научные идеи,
результаты, полученные кем-либо другим, за свои; ложью считается преднамеренное
искажение (фальсификация) данных эксперимента.
Нормы науки строятся вокруг
четырех основополагающих ценностей. Первая из них — универсализм —
убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают
одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от
возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует.
Вторая ценность — общность, смысл которой в том, что научное знание должно
свободно становиться общим достоянием. Публикуя результаты исследования, ученый
делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами. Третья
ценность — бескорыстность, когда первичным стимулом деятельности ученого
является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды.
Четвертая ценность —
организованный скептицизм: каждый ученый несет ответственность за оценку
доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка
стала достоянием гласности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий