29 мая 2012 г.

27. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ


27. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Всякая философия — это мировоззрение,  т.е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:
— философия  — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;
— философия  — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;
— философия  — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения.
Мировоззрение  — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.
Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.
Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.
Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.
Идеал  — это мечта:— о совершенном обществе, в котором все честно;— гармонически развитой личности;— разумных межличностных отношениях;— нравственном;— прекрасном;— реализации своих возможностей на благо человечества.
Убеждения  — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.
Убеждения составляют: — духовное ядро личности;— основу мировоззрения.
Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

26. Социальное познание и его особенности.


26. Социальное познание и его особенности.
Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности. В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе, является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, - существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния.
Основная задача социального типа знания - анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений. Поэтому социологическое знание обобщает, стремится объяснить многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы можно было предвидеть будущее.
Традиционно выделяются следующие типы социального познания:
1) гуманитарное знание (субъестивный мир человека – предмет),
2) социально-экономическое знание (описание тех процессов, которые оказывают значительное воздействие на развитие общества и прежде всего - отношения собственности, распределения, обмена и потребления материальных благ, то есть экономическую жизнь общества),
3) социально-философское знание (выделяет основные формы человеческой деятельности, основные законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и взаимовлияние основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах).

25. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.


25. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.
В процессе научного открытия перед ученым всегда, явно или не явно,  возникает проблема истинности. Здесь под истинностью понимается и истинность самого открытия, и истинность методов на которых базируется это открытие. Разделяют две формы истины: относительная истина и абсолютная. Абсолютная истина это  элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем. Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.  Это неполное, ограниченное определенными условиями знание об объекте. Поэтому истина всегда конкретна. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин.
Существует несколько подходов в социально-гуманитарном познании к решению проблемы истины: историзм, психологизм и релятивизм. Историзм – это принцип предполагающий рассмотрение объекта как развивающейся во времени системы, выявление  закономерностей ее развития. С точки зрения историзма, достичь абсолютно истинного знания нельзя в силу того, что мир, общество, природа и т.д. постоянно изменяются во времени. – это особый методологический подход, стремящийся объяснить социальные отношения и структуры на основе свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей. С точки зрения психологизма, истина есть определенное психологическое отношение человека к своим знаниям.
Релятивизм – это методологический принцип, в рамках которого признается относительность, условность и субъективность познания, отрицаются абсолютные этические нормы и правила. Он отрицает возможность достижения адекватного знания о мире.
Важнейшим критерием научности является достижение достоверного, объективного истинного знания, которое является непосредственной целью и высшей ценностью научного познания. Это относится и к социально-гуманитарным наукам.

24. Вненаучные критерии принципы красоты и простоты.


24. Вненаучные критерии принципы красоты и простоты.
Важнейшим условием достижения истины в социально-гуманитарных науках является стремление ученого к ценностной нейтральности (соблюдение принципа свободы знания от оценок). В данных науках истинность социальных теорий проверяется как практикой, соотнесенностью с уже доказанными теориями, так и с помощью вненаучных критериев, например, с помощью принципов красоты и простоты (все красивое и простое, как правило, правильно).
Принцип простоты направлен против произвольного размножения гипотетических сущностей. На совр уровне развития н знания его можно сформулировать как категорическое требование: нельзя каждое явление объяснять своей собственной отдельной гипотезой. Его более слабая формулировка рекомендует предпочитать теорию, основанную на меньшем числе независимых предположений.

23.Герменевтика как наука о понимании и интерпритации текста


23.Герменевтика как наука о понимании и интерпритации текста
Социально-гуманитарные науки изучают тексты, в которых отражена социальная реальность. Текст – это любая знаковая система, которая способна быть носителем смысловой информации и имеет языковую природу. Текст – это также система знаков, которая последовательно и связно описывает социальное действие человека. Тексты являются предметом изучения герменевтики.
Герменевтика – это наука о правилах понимания и интерпретации знаковых систем, текстов. В. Дильтей и Г. Гадамер считали герменевтику «органоном наук о духе», так как только она способна помочь понять смысл текстов. Герменевтика предполагает постижение смысла при следующих обстоятельствах: а) переводе – сохранение смысла при переводе с одного языка на другой; б) реконструкции – воспроизведении смысла в контексте прошлой эпохи; в) диалоге – появлении нового смысла в процессе общения.
Герменевтика при изучении текста предполагает следующее: проникновение в духовный мир автора текста («вживание» в жизнь автора); постижение контекста, в котором творит автор (изучение эпохи, в которой создан текст); анализ аудитории, на который рассчитан текст (исследование групп людей, на которых ориентировался автор); учет личностных характеристик интерпретатора текста (интерпретатор является активным субъектом и привносит в первоначальный текст – свое видение реальности).
Большую роль в интерпретации играет личностное переживание интерпретатором авторских текстов, которые могут быть постигнуты только при его сопереживании автору.

22. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования


22. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования
Научная дисциплина понимается как определенная форма систематизации научного знания, связанная с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, с определенными формами коммуникации между учеными. Дисциплинарная организация науки – оказывается тем катодом, который обеспечивает социализацию достигнутых результатов, превращая их в научные и культурные образцы, в соответствии с которыми строятся учебники, излагаются и передаются знания в системе образования. Структура научной дисциплины - исследования→определить последовательность научных публикаций (статьи, материалы конференций, симпозиумов и т.п.) →обзоры и рефераты (определенные обобщения исследований) →создание обобщающей монографии (устоявшиеся данные научной дисциплины излагаются в учебниках и транслируются последующим поколениям).
Специфику современной науки все более определяют комплексные исследовательские программы (в которых принимают участие специалисты различных областей знания), междисциплинарные исследования. Междисциплинарность – размывает строгие границы между дисциплинами и обеспечивает появление новых открытий на стыках различных областей знания. Междисциплинарность – утверждает установку на синтез знания, а дисциплинарная установка – на анна тичность.

21. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ.


21. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ.
Научно-исследовательская программа социально-гуманитарных наук – это система теорий, которая объясняет социальную реальность и является общепринятой на данном этапе развития науки. В её основе находится парадигма. Спецификой социально-гуманитарных наук является одновременное наличие в них многих парадигм. В них присутствуют:
-натуралистическая парадигма общества (основные варианты: механицизм, физикализм, биологизм, географический детерминизм, демографический детерминизм, ) – общество понимается как жестко-детерминированная система, обусловленная влиянием определенных природных факторов (климата, полезных ископаемых, территории и т.п.), оно рассматривается с редукционистских позиций;
-антинатуралистическая парадигма общества (основные варианты: социологизм, экономизм, психологизм, антипсихологизм) – общество понимается как вероятностно-детерминированная система, которая обусловлена системой факторов (экономических, социально-политических, духовных и др.), каждый из которых может играть определяющую роль; оно рассматривается с факторных позиций.
Возникнув в XVII—XVIII вв., натурализм достиг своего расцвета в обществознании XIX века. Испытав на рубеже XIX—XX вв. серьезный кризис, натурализм, тем не менее, переживает новый подъем. Этому способствуют: а) развитие НТР б) глобальные проблемы цивилизации, в том числе экологическая, решение которых невозможно без ориентации на учет законов и тенденций развития природы;
Антинатуралистическая (культуроцентристская) исследовательская программа в социально-гуманитарных науках сформировалась на рубеже XIX—XX вв., когда наряду с физической и психической действительностью философы стали выделять особую онтологическую реальность — культуру.

20. Диалектика веры и сомнения


20. Диалектика веры и сомнения
В социально-гуманитарных науках знание всегда сочетается с верой и сомнением. Вера – это принятие чего-либо за истину без полного подтверждения этой истинности рациональными доводами. Вера классифицируется по принадлежности к определенной сфере отражения человеком мира. Она бывает: – религиозная (принадлежит к сфере чувственного, непознаваемого (вера в Бога), – теоретическая (или философская) – принадлежит к сфере рационального, познаваемого (вера в правильность каких-то гипотез, предположений).
Вера в социально-гуманитарных науках обладает как достоинствами, так и недостатками Достоинства веры в социально-гуманитарных науках: она придает уверенность в возможности познания истины, объединяет людей в определенные школы, дает людям надежду на лучшее будущее. Недостатки веры в социально-гуманитарных науках: основанность веры преимущественно на чувствах, преувеличение в ней доли абсолютного в истине, ввод в социально-гуманитарные науки догм, мифологем, идеологем. Негативное воздействие веры на социальное познание нейтрализуется сомнением, которое также всегда присутствует в социально-гуманитарных науках.
Сомнение – это определенное состояние человека, характеризующееся наличием неуверенности в истинности полученного знания. Сомнение присутствует в социально-гуманитарных науках в связи с тем, что знания в них всегда связаны с оценками.
Сомнение в социально-гуманитарных науках обладает как достоинствами, так и недостатками. Достоинства сомнения: оно является фактором побуждения интереса к социальному познанию. Недостатки сомнения: ограничивает веру в познавательные возможности человека.
Сомнение выполняет в социально-гуманитарных науках следующие функции: обуславливает интерес к определенным социальным проблемам; позволяет критически относиться к существующим теориям. Главные цели социально-гуманитарных наук: минимизировать влияние веры и сомнения.

19. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки


19. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки
В социально-гуманитарных науках применяются две основные процедуры познания: объяснение и понимание (интерпретация).
Объяснение – это процедура разъяснения сущности конкретного социального факта, подведение его под некоторое обобщение, закон. В Объяснении, как правило, участвует один человек. Оно отвечает на вопрос «Почему это так происходит». Объяснение чаще является функцией естественно-математических наук, реже – социальных наук.
Интерпретация (понимание) – это процедура истолкования смысла какого-то знака или текста. Интерпретация, как правило, имеет диалоговый характер, в нем участвуют несколько человек. Она отвечает на вопрос «Что это такое».
Интерпретация – это основной метод социально-гуманитарных наук. Она необходима в социально-гуманитарных науках, так как тексты, как источники познания, имеют множество смыслов, которые раскрываются постепенно, в процессе исследования. Смысл – это значение, которое придано автором определенной системе знаков. Он бывает прямой и косвенный, раскрывается в коммуникации людей.
Существует три основных типа интерпретации: понимание языка в диалоге; понимание текста на иностранном языке; понимание художественных образов, символов в искусстве, науке.
Социально-гуманитарные науки изучают тексты, в которых отражена социальная реальность. Текст – это также система знаков, которая последовательно и связно описывает социальное действие человека. Тексты являются предметом изучения герменевтики. Герменевтика – это наука о правилах понимания и интерпретации знаковых систем, текстов.

18. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков


18. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков
В обществе отсутствие необходимого знания является фактором риска. Производство знания научного и вненаучного является условием существования общества. Соц-гум науки играют значительную роль в преобразовании общества. В общ экспертные оценки ученых должны предсказывать риски и пути их уменьшения. В этом состоит значение основополагающих социальных исследований. Для предотвращения техногенных, политических и других рисков соц инновации должны действовать технологическими, политическими и др инструментами.
Социальные исследования являются одним из важнейших направлений исследовательской деятельности в современном обществе. Часто при проведении маркетинговых и соц-полит исследований требуется информация об уровне соц-экономического развития, качестве жизни населения, проблемах местных сообществ. Основным источником получения такой информации с целью предотвращения соц рисков являются проводимые соц исследования. Соц исследования носят комплексный многоплановый характер, направлены на анализ сложных соц процессов, на изучение спектра проблем, связанных с изменениями в соц структуре и в структуре общественного сознания. Соц исследования направлены на изучение: динамики ценностных ориентаций, демографических процессов; удовлетворенности жилищными условиями и услугами, образоват услугами, медицинскими; восприятие коррупции; реализации научных проектов; и тд.

17. Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов (так же см выше,13 вопрос)


17. Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов (так же см  выше,13 вопрос)
Жизнь – это форма бытия человека в социальной среде, которая осознается и переживается им, окружает его и оказывает на него определенное воздействие. Человек, прежде всего, стремиться понять место жизни в системе других ценностей.
ЖИЗНЬ — понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью к размножению, росту, развитию, приспособляемости к среде. Человек в этом отношении понимается как биологическое существо, которое приходит в мир для того, чтобы воспроизвести свой род, воспроизвести себе подобного: родить детей, воспитать, пустить их в жизнь и... уйти, освободив место для своего потомства.
Традиционно всех, кто размышлял над феноменом “Жизнь” относят к представителям «философии жизни».
Философия жизни – философское направление конца XIX - начала XX веков. Представители философии жизни не отвергали науку, ее практическое значение для человеческой жизни, но отказывались видеть в ней адекватный способ познания окружающего мира и самого человека.Основными представителями философии жизни являются: Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон.
Соц гум познание жизни – из внутреннего опыта человека. Опыт – совокупность переживаний, наши переживания – самые достоверные. Жизнь можно познать лишь из самой жизни! т.о. жизнь – протекающий во времени духовно-психический саморегулирующийся процесс на основе биологической и социокультурной системы.

16 Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина


16 Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина.
Вера – это принятие чего-либо за истину без полного подтверждения этой истинности рациональными доводами. Вера классифицируется по принадлежности к определенной сфере отражения человеком мира. Она бывает:
– религиозная (принадлежит к сфере чувственного, непознаваемого (вера в Бога),
– теоретическая (или философская) – принадлежит к сфере рационального, познаваемого (вера в правильность каких-то гипотез, предположений).
Вера присутствует в социально-гуманитарных науках, прежде всего, в силу незавершенности познания социальных явлений. Вера в социально-гуманитарных науках обладает как достоинствами, так и недостатками. Достоинства веры в социально-гуманитарных науках: она придает уверенность в возможности познания истины, объединяет людей в определенные школы, дает людям надежду на лучшее будущее. Недостатки веры в социально-гуманитарных науках: основанность веры преимущественно на чувствах, преувеличение в ней доли абсолютного в истине, ввод в социально-гуманитарные науки догм, мифологем, идеологем. Негативное воздействие веры на социальное познание нейтрализуется сомнением, которое также всегда присутствует в социально-гуманитарных науках. Сомнение – это определенное состояние человека, характеризующееся наличием неуверенности в истинности полученного знания.

15.И. Кант: диалектика теоретического и практического разума


  15.И. Кант: диалектика теоретического и практического разума
Диалектический характер имела критика Кантом рассудочного мышления. Кант различал рассудок и разум; он считал, что разумное познание выше и по природе своей диалектично. В этом отношении особый интерес представляет его учение о противоречиях ("антиномиях") разума. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и т.д., впадает в противоречия.
Диалектика, по мнению Канта, имеет негативный отрицательный смысл: с одинаковой убедительностью можно доказывать, что мир конечен во времени и пространстве (тезис) и что он бесконечен во времени и пространстве. В "Критике практического разума" Кант изложил самостоятельную этику долга, которая лежит в основе такого размышления: разум познает природу, ее явления с помощью опыта, он не может быть ограничен рамками чисто априорного знания. Но разум может определять волю человека и его практическое поведение. Человек не свободен от законов природы, но благодаря своему "познающему" характеру (человек как индивидуальность) он свободен и следует в пределах теоретического разума. Закон морали, которому он должен подчиняться, и есть категорический императив. Он не дает человеку права на вознаграждение за свою моральность, зато дает уверенность в Боге как гаранте моральности
В книге "Критика чистого разума" Кант стремится опровергнуть все чисто рациональные доказательства существования Бога. Он ясно показывает, что у него другие основания для веры в Бога. Позднее они излагаются им в «Критике практического разума» (1786). Но сейчас его цель полностью негативная.
Бог, свобода и бессмертие, говорит он, являются тремя «идеями разума». Но, хотя чистый разум приводит нас к тому, чтобы сформировать эти идеи, он не может сам доказать их реальность. Значение этих идей практическое, то есть связанное с моралью. Чисто интеллектуальное применение разума ведет к трудностям. Единственное правильное использование направлено на моральные цели.

14. История как форма проявления жизни. Объективация жизни во времени.


14.  История как форма проявления жизни. Объективация жизни во времени.
Жизнь – это категория, применяемая многими науками.  Жизнь – это форма бытия человека в социальной среде, которая осознается и переживается им, окружает его и оказывает на него определенное воздействие. Важнейшей стороной жизни является её осмысляемость и переживаемость человеком. Человек, прежде всего, стремиться понять место жизни в системе других ценностей. Он осознает что, жизнь среди всех других ценностей занимает центральное место, так как является первоначальной основой существования и реализации других ценностей (надо, прежде всего, жить, чтобы обрести свободу или стать счастливым и т.д.). В социально-гуманитарных науках присутствует и другая точка зрения на значение повседневного, жизненного мира для человека.
Повседневный, жизненный мир является приоритетным предметом гуманитарных наук. Так, например, история считается особой формой проявления жизни, способом объективизации жизни во времени, которая никогда не завершается (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э.  Гуссерль);
Социально-гуманитарные науки пытаются научить человека правильно решать важнейшие экзистенциональные вопросы:
– быть или не быть (безусловно – быть),
– иметь или быть (оптимально иметь, преимущественно – быть),
– как стать бессмертным (в делах, в детях, в памяти людей).
Отношение к жизни в социально-гуманитарных науках преимущественно строиться на базе принципе благоволения перед жизнью, который был сформулирован А. Швейцером. В соответствии с ним, жизнь есть наивысшая ценность и поэтому, необходимо жить при любых обстоятельствах. Данный принцип так же подразумевает: благоговение перед небесным миром, сострадание к равному (к человеческому миру), вспомоществование к низшему (к растительному и животному миру).

13. Социально-культурное и гуманитарное содержание понятие жизни.


13. Социально-культурное и гуманитарное содержание понятие жизни.
Жизнь – это форма бытия человека в социальной среде, которая осознается и переживается им, окружает его и оказывает на него определенное воздействие. Человек, прежде всего, стремиться понять место жизни в системе других ценностей. Он осознает что, жизнь среди всех других ценностей занимает центральное место, так как является первоначальной основой существования и реализации других ценностей.  Социально-гуманитарные науки пытаются научить человека правильно решать важнейшие экзистенциональные вопросы:
– быть или не быть (безусловно – быть),
– иметь или быть (оптимально иметь, преимущественно – быть),
– как стать бессмертным (в делах, в детях, в памяти людей).
Они также учат людей ориентироваться в философских учениях о смысле жизни и правильно выбирать свои цели: жить ради других  или ради самого себя, жить в самоограничении  или в наслаждении, жить ради личных интересов или ради общественных интересов.
В процессе исторического развития науки существенным образом менялись представления о жизни. Первоначальные представления о жизни, свойственные эпохе древности, наделяли ею все сущее, отождествляя жизнь и движение. Явления смерти на первых порах воспринимались не как окончание жизни, а как переход к иной ее форме. Механистическим трактовкам жизни противостояли и дополняли их виталистические концепции, согласно которым организм отличает от механизма наличие в нем жизненной силы или души.
Выделившись из природы, человек перестает быть просто биологическим существом, он становится существом социальным и в известном смысле выключается из природы. Однако было бы неверно, будто выделение человека из природы означает полный разрыв с ней. Человек, становясь социальным существом, не перестает быть существом биологическим, он выделяется из природы.
В процессе исторического развития человек познает законы природы и ставит их себе на службу, но он никогда не освобождается полностью от природной зависимости. Диалектика взаимоотношений человеческого общества и природы такова, что чем в большей степени человечество овладевает силами природы, тем в большей мере оно осознает и практически ощущает свое единство с ней и свою зависимость от нее.

12. Природа ценностей и их роль в соц-гуманитр познании


12. Природа ценностей и их роль в соц-гуманитр познании
Ценность – это, прежде всего, предмет или норма поведения, которые характеризуются значимостью для человека, одобряются определенной группой людей и соотносятся с истиной, красотой и справедливостью. Ценности классифицируются по разным основаниям: материальные и духовные, объективные и субъективные, абсолютные и относительные, религиозные, философские, этические, эстетические, научные.
Наиболее важной классификацией ценностей является их деление на абсолютные ценности, т.е., разделяемые всеми людьми (жизнь, здоровье, любовь, красота, истина, справедливость, свобода, счастье и т.д.) и относительные ценности, т.е., разделяемые только определенной группой людей (деньги, слава, наслаждение, власть, статус и т.д.).
Ценности отвечают на вопрос: для чего нужна та или иная деятельность, а цель – на вопрос: что должно быть получено в деятельности. Они позволяют человеку ориентироваться в жизни, выдвигать правильные цели и стремиться к их достижению.
Ценности характеризуются также изменчивостью в истории, в разное время и в разных обществах господствуют те или иные ценности. Они играют важное значение в обществе, так как порядок в обществе зависит от существования общих, разделяемых всеми людьми, ценностями. В современном обществе можно выделить следующие универсальные ценности: система коммуникации, система родства, религия, технология, социальная стратификация, культура единства, бюрократия, деньги и рынок, социальные нормы.
В социально-гуманитарных науках можно ориентироваться на два основных принципах: а) на принцип соотнесения знания с оценкой, т.е. с ценностью или б) принцип свободы знаний от оценок, т.е. от ценностей. Важнейшим условием достижения истины в социально-гуманитарных науках является стремление ученого к ценностной нейтральности (соблюдение принципа свободы знания от оценок).

11. Проблема истины в свете практического применения соц-гумант наук


11. Проблема истины в свете практического применения соц-гумант наук
Проблема истинности знания для социально-гуманитарных наук является более сложной, чем для естественно-технических наук.
Важным для социально-гуманитарных наук является признание возможности постижения истины. В социально-гуманитарных науках существуют две основные концепции истины:
классическая концепция – истина понимается как правильное знание, соответствующее определенной реальности и подтвержденное практикой или достоверными фактами; считается, что истина в социально-гуманитарных науках достижима, ведущей стороной истины признается объективность;
неклассическая концепция – истина понимается как определенное знание, отражающее реальность глазами конкретного ученого-гуманитария и соответствующее общепринятым конвенциям; считается, что истина в социально-гуманитарных науках не всегда достижима, ведущей стороной истины признается субъективность (Н. Михайловский, М. Полани).
Истина в социально-гуманитарных науках также может рассматриваться как:
– когнитивная истина – объективное знание, соответствующее социальной реальности,
– экзистенциальная истина – субъективное знание, значащее для конкретного исследователя.
Главным в постижении истины в социально-гуманитарных науках является различение знаний и оценочных суждений

10. Научные конвенции


10. Научные конвенции
Коммуникация – это общение ученых, в процессе которого происходит передача информации. Важным свойством коммуникации является то, что в процессе передачи информации осуществляется не просто «движение» информации, а её уточнение, обогащение и развитие. Коммуникация выступает фактором, который:
– порождает новое знание,
– обуславливает его социокультурную природу.
Коммуникация предусматривает, прежде всего, речевое общение. В результате такого общения ученый удовлетворяет, во-первых, свое стремление сказать и быть услышанным, во-вторых, стремление понять другого ученого и быть понятым им.
Продуктом коммуникации является создание определенных конвенций. Конвенция – это определенное соглашение между учеными, которые договорились трактовать какое-либо социальное явление в соответствии с соображениями удобства, целесообразности. В конкретных обстоятельствах она может играть позитивную роль. Однако, любая конвенция всегда должна иметь свои пределы использования и должна базироваться на определенных моральных нормах. В случае нарушения этих требований, конвенция способствует появлению такого явления как индоктринация. Индоктринация – это процедура внедрения и распространения в научном сообществе какой-либо одной доктрины. Она всегда ведет к нарушению принципа отсутствия монополии на истину, а, в конечном счете, к заблуждению и фальсификации.

9. Методы исследования соц-гуманитр. Наук


9. Методы исследования соц-гуманитр. Наук
Методы социально-гуманитарных наук имеют особенности. Они обусловлены предметом и целями социально-гуманитарных науках.
Важнейший метод социально-гуманитарных наук – метод историзма. Историзм – это метод исследования, предполагающий рассмотрение социальных явлений в процессе их возникновения, становления и развития в конкретных условиях и обстоятельствах. Социально-гуманитарные науки используют следующие особенные методы: диалоговый, анализ документов, анкетирование, беседа, экспертная оценка, проектирование, тестирование, опрос, биографический, социометрический, метод «деловых игр» и др.
Каждый метод в социально-гуманитарных науках характеризуется своими особенностями и ориентирован на получение определенного знания. Так, например, анкетирование – это способ изучения социальных фактов с помощью обращения с письменными вопросами к определенной группе людей. В свою очередь, биографический метод – это способ изучения личных документов человека, который обуславливает понимание причин его поступков, его участия в определенных событиях, его отношения к этим событиям.
Методы социального познания обладают как достоинствами, так и определенными недостатками (например, наблюдение является простым методом исследования, но в тоже время – пассивным,т.д.). В связи с этим в социально-гуманитарных науках всегда применяется совокупность определенных методов.

8. Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе знаний об обществе, культуре истории.


8. Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе знаний об обществе, культуре истории.
Философию обычно называют интегральной формой научного знания, наукой о наиболее общих законах природы, общества, мышления. И все иже наука и философия являются звеньями одной цепи в постижении основ бытия. Но философия является основанием науки.
Философия – наиболее общая наука, которая изучает и осмысливает те стороны жизнедеятельности людей, которые не представляют социального интереса для частных наук. В отличии от автономных частных наук философия связана с каждой из них. Философия объясняет важность открытых наукой законов, но не дает точного практического знания. Взаимосвязь науки и философии обоюдная и органичная. Развитие философии стимулируется развитием частных наук. А инновации философского постижения мироздания служат материалом для научных открытий. Философские исследования формируют самосознание науки, развивают понимание ее возможностей и перспектив, задают ориентиры последующего развития. Наука опирается на опыт и факты, философия основана на умопостижении. Философия в отличии от науки выносит ценностно-личностный аспект на передний план, интересуется социальными последствиями научных открытий, в качестве абсолютной ценности признавая человеческую жизнь. Философии требует постоянного общения с умами древности и современности.
Одним из первых философов науки нередко называют Аристотеля, в трудах которого философские размышления приобрели научную основу. Основал научную логику «органон» научного познания, выделил метафизику, философию, математику, науки о природе, теоретическое знание о человеке, практические знания (мастерство), практический здравый смысл.

7. Коллективный субъект


7. Коллективный субъект
Понятие «коллективный субъект» обозначает некое системное образование, под которым подразумевают всех работающих в данной области исследователей. Коллективным субъектом соц гуманитарного познания являлась интеллигенция. К характеристикам деятельности коллективного субъекта познания относится необходимость защиты и популяризации новых научных достижений.
Коллективный субъект социального и гуманитарного познания отличается от подобного субъекта естественнонаучного познания рядом особенностей. Во-первых, здесь должен быть развит особый «эмоционально-смысловой» климат, позволяющий достигать не только рационального, но и интуитивно-смыслового взаимопонимания сотрудников коллектива. Это требование идет от объекта исследования, который требует единого для коллектива истолкования, смыслового переживания, интерпретации культурных и социальных феноменов. Напротив, в команде физиков или химиков гораздо большее значение имеет рационально-информационный аспект, а взаимопонимание достигается при анализе закономерностей природных объектов, опирающемся не столько на смысл и опыт, сколько на математику, логическую связность высказываний и т. д. Во-вторых, для существования коллективного субъекта социального и гуманитарного познания требуется некоторое общее мировосприятие, взаимоприемлемые культурно-художественные вкусы. Здесь нужна развитая гуманитарная и философская культура сотрудников, ориентация на целостность идеально-духовной сферы конкретного исторического периода и конкретного общества. При этом исследовательские коллективы складываются уже в рамках возникших и утвердившихся научных направлений.

6. Научная картина мира в соц гуманитарных науках


6. Научная картина мира в соц гуманитарных науках
Социально-гуманитарные науки, как и наука в целом, всегда создают целостные картины общества. Научная картина общества – это целостная система знаний, которая объясняет основные законы возникновения и существования окружающей социальной действительности и систематизирует конкретные знания, полученные в различных областях социально-гуманитарных наук. Она представляет собой своеобразную модель общества, включающую в себя общие понятия, принципы, гипотезы, прежде всего, обществознания, которые сформулированы в терминах обыденного языка и представлены в чувственно-наглядной форме.
В настоящее время научная картина общества строится на базе теории постиндустриального общества. Научная картина общества развивается во взаимодействии с религиозной и философской картинами мира. Основная её задача – дать целостный образ общества. Научная картина общества выступает исследовательской программой для развития всех областей социально-гуманитарных наук. Она является исторически устойчивой системой знаний, сохраняет свое значение в течение длительного времени.
Создание современной целостной научной картины общества затрудняется тем, что сегодня социально-гуманитарные науки в значительной степени дифференцированы, они дают преимущественно фрагментарную картину общества, ведущую роль в объяснении мира играют социальные науки. Вместе с тем, такая картина необходима, так как без нее невозможен поиск новых мировоззренческих смыслов и ответов на исторические вызовы, стоящие перед современной цивилизацией.

5. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм


5. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм
Социально-гуманитарные науки являются феноменом, зародившимся на Западе, так как, во-первых, наука вообще возникла в техногенных цивилизациях, во-вторых, именно техногенные общества больше всего нуждались в разработках рекомендаций по реформированию данных обществ. С вовлечением традиционных обществ Востока в общие мировые процессы социально-гуманитарные науки приобрели общечеловеческое значение. Большим значением они стали обладать и в России, так как именно в России в последнее время происходили масштабные общественные преобразования. Характерным для России является постоянная смена парадигм социально-гуманитарных наук: например, в конце 20 – начале 21 веков многие российские обществоведы перешли от идеи приоритета общества над человеком к идее о приоритете человека над обществом, от материалистической теории общества – к идеалистической, от конфликтной теории общества – к солидаристской.
В 20 – начале 21 веков социально-гуманитарные науки продолжают развиваться, они уточняют свой предмет исследования, более точно определяют цели по отношению к общественной практике, активнее применяют методы математики и компьютерного моделирования, конвергируются с естественно-техническими науками.
Ни одна развитая страна не живет в соответствии с той или иной доктриной, но для России, по мнению многих исследователей, это характерно, и останется до тех пор, пока в общественных науках в российском контексте не утвердится особых, сложно опосредованных отношений теории и практики. Многие типы соц познания могут быть произведены одновременно с решением задачи по его применения. Современные парадигмы познания в соц науках эмпиричны, соединяют научный и вненаучный подходы. Социология занимает прочное место в дисциплинарной структуре современного отечественного естествознания.

4. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания.


4. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания.
Объектом социально-гуманитарных наук являются: общество; различные сферы общества, т.е. определенные области жизнедеятельности людей, созданные для решения конкретных задач; продукты духовной деятельности человека, т.е., прежде всего тексты, которые представляют собой систему знаков, отражающую определенный смысл.
Объектом исследования может стать любой фрагмент общества, ставший предметом интереса ученого. Общество – это сложный объект познания. Самой важной спецификой объекта социально-гуманитарных наук является включенность субъекта в объект, т.е. общество выступает одновременно и объектом, и субъектом познания.
Общественные науки имеют своим объектом изучения различные сферы общества (экономика – экономическую, социология – социальную, политология – политическую, юриспруденция – правовую, культурология – духовную и т.д.). Гуманитарные науки исследуют продукты духовной деятельности человека.
Социально-гуманитарные науки обладают важными функциями. К ним относятся: познавательная – дают знания об обществе; мировоззренческая – формируют систему взглядов человека на общество; методологическая – учат правилам социального познания и действия; аксиологическая – ориентируют на определенные идеалы, нормы; критическая – учат разумному сомнению в возможностях общества.

3.Сходства и отличия наук о природе и наук о культуре: современные трактовки проблемы.


3.Сходства и отличия наук о природе и наук о культуре: современные трактовки проблемы.
Науки о природе называют естественными науками. В них природа предстает как царство законов и закономерностей, открытие которых и составляет цель естественнонаучных дисциплин. Науки об обществе изучают общество в целом, его основные структурные компоненты, движущие силы и закономерности его развития.
Рассматривая вопрос о соотношении наук о природе и наук об обществе, важно отметить, что сведение соц-гуманитарного знания к естественнонаучному неправомерно; неправильно утверждать, что соц гуманитарное и естественнонаучное знание-это взаимоисключающие типы знания; недопустима дискриминация как социально-гуманитарных, так и естественных наук.
Говоря о сходстве наук о природе и наук об обществе выделим такие общие черты: познание в той и другой науке включает: цель-познание истины; наличие этапов описания и обобщения фактов; использование теоретического и логического анализа, при объяснении социально-исторических событий зачастую используют общие законы, установленные в физике, химии, биологии.
Естественные науки открывают присущие природе законы. Науки социально-гуманитарного цикла имеют дело с единичными событиями. В них широко представлены ценностные ориентации субъекта, его мотивы, интересы, цели. В настоящее время это методологическое различие наук принимается во внимание, но не абсолютизируется.
Соц и гум науки различаются прежде всего по объекту познания. Общество является специфическим объектом познания. Общество, его развитие и функционирование – результат деятельности людей.
Специфика современной эволюции человеческого общества обусловлена техноэволюцией, скорость которой в отличие от биоэволюции постоянно возрастает, что делает невозможным согласованное существование природы и человечества. Биоэволюция не поспевает за техноэволюцией, что вызывает ранее неизвестные заболевания, увеличение смертности.

2.Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования социально-гуманитарных наук.


2.Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования социально-гуманитарных наук.
Субъектно-объектные отношения в социально-гуманитарных науках имеют свою специфику. В предмет социально-гуманитарного познания постоянно включен его субъект, то есть сам человек. Можно утверждать, что объект (предмет) социального познания есть не что иное, как совокупность субъектов. В социально-гуманитарных науках  объект (предмет) познания от субъекта отделать нельзя. Включенность субъекта в предмет социального познания придает этому предмету исключительную сложность.
Необходимость включения субъекта социально-гуманитарного познания во все объекты социального характера обусловлена и выявленным синергетикой обстоятельством, что в особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком огромного груза ответственности за судьбу всей социальной системы.
Специфика субъекта социально-гуманитарного познания также влечет за собой проблему объективности рассмотрения объекта (предмета) исследования. Суть этой проблемы заключается в том, что в социально-гуманитарных науках гораздо сложнее субъекту познания дистанцироваться от своих личностных предпочтений, от своих идеологических, ценностных установок. Никто не свободен от субъективных пристрастий, так как каждый человек видит своих богов и свой мир со своей точки зрения, согласно традициям своего общества и полученному воспитанию. Однако ученые в ходе своей работы могут постепенно избавляться от своих пристрастий. Тем не менее, в социально-гуманитарных науках ученые не могут полностью освободиться от оценок, так как невозможно полностью лишить партийности исследователя. И поэтому так сложно изгнать вненаучные ценности из научной деятельности. В современных  социально-гуманитарных науках объективность и свобода от ценностей являются неким идеалом, то есть сами являются ценностями.

1.Индивидуальный субъект познания, форма его существования.


1.Индивидуальный субъект познания, форма его существования.
В общем плане под субъектом познания подразумевается активно действующий индивид или группа индивидов. Субъект социально-гуманитарного познания- это не пассивный наблюдатель, а участник познавательного процесса. Индивидуальный субъект соц-гуманитарного познания-это участник познавательного процесса, который в ходе познания мира, привносит в соц гуманитарное знание личностную позицию, обогащает сокровищницу мировой культуры своеобразием личностного видения.
Индивидуальным субъектом соц гуманитарного познания могут быть представитель любого этноса, ученый, мыслитель, литератор, художник, а также лидер, руководитель, общественный деятель . Тот, кто анализирует общественные процессы, выражает дух эпохи, цели и устремления существующего поколения и способен обеспечить содержательные приращения соц гуманитарно знания, и есть его субъект. При характеристике индивидуального субъекта соц гуманитарного познания особого внимания заслуживает:1ниша лидеров и разного рода руководителей, т е лиц, представляющих то или иное соц-ое сообщество, выступающих от его имени. 2) отличительной особенностью субъекта соц гуманитарного знания является то, что он обладает наиболее зрелой формой рефлексии. 3) субъект, изучая свой объект, одновременно решает проблему собственной самореализации, т к те произведения, которые выходят из-под его пера, свидетельствуют о потенциальных возможностях самого человека.4) на ученом-представителе гуманитарного знания лежит великая миссия выступать экспертом в осуществлении гуманитарного контроля в таких областях как атомная энергетика, клонирование и т д.

54 Этические нормы и ценности науки.


Этические нормы и ценности науки.
 В науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях.
В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не укради», «не лги». Скажем, как нечто подобное краже оценивается в науке плагиат, когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим, за свои; ложью считается преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента.
Нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей. Первая из них — универсализм — убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Вторая ценность — общность, смысл которой в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Публикуя результаты исследования, ученый делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами. Третья ценность — бескорыстность, когда первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды.
Четвертая ценность — организованный скептицизм: каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности.

53 Естеств. и искусств среда


Естеств. и искусств. среда.
Принято различать естественную и искусственную окружающую среду. Естественная окружающая среда охватывает гео- и биосферу, то есть те материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут со временем стать объектами его деятельности.
Характер взаимодействия человека с естественной средой обитания определяется, следовательно, не одной лишь природной компонентой, но и уровнем развития производства.Важнейшим результатом этого производства является создание искусственной среды обитания. Она включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, но и живые организмы: растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии.
С природой неразрывно связана не только физическая, но и духовная жизнь человека. Мы восхищаемся красотой дикой природы не меньше, чем красотой искусно разбитых цветников и парков. Чувствуем ответственность за сохранение природы. Говоря о природе, мы должны принимать во внимание весь широкий диапазон отношений, в которых она выступает перед человеком

52 Перспектива научно-технического прогресса.


Перспектива  научно-технического прогресса.
  В основе НТП лежит принципиально новая, информационная технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих. Ее специфика в том, что с помощью объединяемых ею программных средств могут быть изменены не только процессы материального производства, но и процессы интеллектуальной, духовной деятельности. Основа информационной технологии – быстродействующие  компьютеры, программы их управления и устройства для хранения, передачи, размножения и преобразования информации. Информационная технология автоматизирует, а иногда и полностью заменяет роботами человеческий труд в сфере материального производства, облегчает умственную деятельность в науке, а также преобразовывает духовно художественную деятельность и колоссально ускоряет передачу и поиск всей необходимой информации.
Кроме информатизации, выделяют еще несколько направлений НТП:
а) комплексная автоматизация и роботизация производства, вплоть до полной замены человека в сфере материального производства
б) развитие новейшей экологически чистой технологии: "новые" источники энергии (солнце, гравитация, приливы, земное тепло, дождь, ветер и др.)
в) разработка и использование новых материалов (жиров, пластмасс, композитов, керамики) и технологий (лазерных, плазменных, стереопечати и др);
г) биотехнология: искусственные вирусы для изготовления лекарств и продуктов, искусственные органы и виды животных, сверхпродуктивные искусственные почвы.
Рассмотрим три уровня социальных последствий НТП:
1) микроуровень обнаруживается в жизнедеятельности отдельного человека;
2) макроуровень – в общественных отношениях;
3) мегауровень – глобальные проблемы всего человечества. Конкретно раскрыть каждый, можно только охватив всю проблематику общественного знания.

51 Философия и экономическая наука.


Философия и экономическая наука.
 Ф-наука об универсальных законах и принципах бытия; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Значение Ф. для экономистов. Главное в применении диалектич. метода в исследовании эк. явлений, что означает: 1)рассмотрение экономики как целостного явления, в кот-м в диалектич. единстве выступают сферы произв-ва, товарного и ден. обращения. Любое эк.явление н.рассматривать в с-ме тех экон. связей, в которой оно реально функционирует,не вырывать из этих связей. 2) всесторон. анализ взаимодействия объективн. и суб.факторов произв-ва, чтобы max-но использовать те и другие. Объективные факторы: техника, технологии, ден. обращение.
Субъективные-люди. 3)анализ любых эк.явлений в их развитии,в т.ч.в рамках перехода современ. индустриальных обществ в постиндустриальные. 4) понимание роли экономики во всей с-ме общ. отношений данного общества,в т.ч.в с-ме взаимодействия экономики и политики. 5) вовремя находить и разрешать возникающие противоречия в развитии того или иного эк.явления.6)правильно опознавать свои подлинные эк.интересы в той или иной ситуации, а также интересы др. субъектов, с которыми приходится взаимодействовать. В конечном счете экономика сводится к взаимодействию эк.интересов людей. Нужно понимать содержание эк. отнош-й, логику их развития. 7) предвидеть ближайшие и отдален. рез-ты сегодняшних действий, чтобы эти действия отвечали собствен. текущим и долго-времен.интересам. Вывод: все это означает смотреть на те или иные проблемы развития экономики диалектически, решать их с позиции диалектического метода, сознательно применяемого в познании эк. явлений и в практич. деятельности в сфере экономики.

50 Сциентизм и антисциентизм


Сциентизм и антисциентизм
Сциентизм – это позиция придания науке большей, по сравнению с религией, искусством и другими формами общественного сознания, роли в культуре и обществе в целом. Сциентистский оптимизм порождает веру, что на основе научных выводов можно построить «правильное» общество, дарующее человеку благополучие и счастье.
Однако в XX веке обнаружились негативные последствия естественной и социально-гуманитарной наук, а также технического прогресса: (а) возник глобальный экологический кризис; (б) не удался социальный эксперимент внедрения научной теории социализма; (в) стала ясна неспособность науки разрешить сложные проблемы социально-экономической, политической, духовно-нравственной жизнедеятельности людей. Осознание того факта, что посредством науки нельзя «внести порядок в мир в целом», породило антисциентизм.
Антисциентизм считает, что все неудачи науки обусловлены тем, что она оторвана от жизненных интересов человека.
И все же надо отметить: антисциентизм, полезный в своей критике сциентизма и техницизма, не выдвигает реальной позитивной программы сохранения и дальнейшего развития цивилизации. Критический анализ науки, ее роли, смысла и назначения должен служить критическому переосмыслению ее главных принципов и оснований, включению в них этических и гуманистических компонентов. Наука, родившись в новоевропейской истории, является одним из главных ее духовно-мировоззренческих идеалов, а потому отказ от нее обернется для европейской культуры тотальной духовной катастрофой.

49 Основные закономерности развития современной науки


Основные закономерности развития современной науки
Современная наука изучает сложные развивающиеся системы, в которые включен человек, совсем комплексом своих ценностных установок.
(?)Развитие науки в современном обществе приводит к всё большему сближению науки с практикой, а в связи с этим — к сближению между фундаментальными и прикладными науками. Результатом дифференциации есть появление отдельных теоретических систем и выделение их в самостоятельные отрасли науки со своим предметом, целью и методом.
Дифференциация научного знания сопровождается его интеграцией. Интеграция путём перенесения методов и языка науки есть одним из показателей глубокого единства современного научного знания.
Современная наука основывается на определенной методологии – то есть совокупности используемых методов и учений о методе. Система методов научного исследования включает в себя, во-первых, методы применяемые не только в науке, но и в других отраслях знания, во-вторых, методы применяемые во всех отраслях науки и. В-третьих, методы специфические для отдельных определенных разделов науки, отдельных научных дисциплин.
Развитие науки обусловлено потребностями общества, возникающими в процессе духовного и практического освоения мира. Вместе с тем наука обладает относительной самостоятельность, имеет собственную логику развития и внутренние закономерности своего существования.
В качестве общих закономерностей развития науки, действующих на всем историческом пути ее существования можно выделить следующие:
преемственность в развитии научных знаний; дифференциация и интеграция наук; усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания; углубление и расширение процессов формализации и математизации; ускорение темпов развития научного знания; единство количественных и качественных изменений в развитии науки.

48 Современная экологическая ситуация императивы культуры


Современная экологическая ситуация императивы культуры
Современная экологическая ситуация явилась следствием социально-экономического развития мирового сообщества, ориентированного на технократические цели, ценности и материальное потребление, отодвинув на второй план духовные факторы существования. Духовность – явление цивилизационное, поскольку как качество современного этапа развития она становится фактором выживания человечества, фактором эволюции живого как планетного явления и эволюции Земли как космического явления.
Экологический императив обусловлен соотношением свойств окружающей природной среды и социоприродных особенностей культуры человечества в целом, он объективен. При глобальном характере многих экологических проблем и разделенности человечества на культуры и субкультуры требуется всесторонняя просветительская работа, направленная на анализ и обобщение способов понимания социально-экологической ситуации, которое в значительной мере зависит от ценностей мировоззрения, степени развития экологического сознания, традиционной культуры, гласности экологической информации.
Становление новой глобальной цивилизации, основанной на эколого-гуманистических ценностях, позволит утвердиться системе ценностных приоритетов, основанных на экологическом и нравственном императивах. Реализация экологического императива невозможна без развития и расширения межкультурных коммуникативных процессов, понимания развития целостного информационного и образовательного пространства и новой личности.

47 Глобальные революции и смена типов научной рациональности


Глобальные революции и смена типов научной рациональности
Смена научных картин мира сопровождалась коренным изменением нормативных структур исследования, а также философских оснований науки. Эти периоды правомерно рассматривать как глобальные революции, которые могут приводить к изменению типа научной рациональности.
В истории естествознания можно обнаружить четыре таких революции. Первой из них была революция XVII в.
Его возникновение было неразрывно связано с формированием особой системы идеалов и норм исследования, в которых, с одной стороны, выражались установки классической науки, а с другой – осуществлялась их конкретизация с учетом доминанты механики в системе научного знания данной эпохи. Радикальные перемены в целостной и относительно устойчивой системе оснований естествознания произошли в конце XVIII – первой половине XIX в. Их можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания – дисциплинарно организованной науке. В это время механическая картина мира утрачивает статус общенаучной.
Третья глобальная научная революция была связана со становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия.
В современную эпоху, мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука. Современная наука изучает сложные развивающиеся системы, в которые включен человек, совсем комплексом своих ценностных установок.
Стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как исторические типы научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это: Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью.
Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов.