Оформление науки как профессиональной
деятельности.
Оформление проходит в 5 этапов:
1.Ювенильный (лат. – детский) – средние
века. Он связан с появлением первых университетов в 12-13 вв. Университеты
развивались по подобию цехов, подражая их иерархии и регламентации. В
университетах было 4 факультета: 1) теологический (учились не менее 15 лет); 2)
юридический (учились не менее 15 лет); 3) медицинский (учились не менее 20
лет); 4) артистический (философский) – 6 лет.
2. Романтический (16-17 вв.) –
иллюзорный. Особенности: появление, наряду с университетами, академий.
Осуществляется признание и поддерживание
государством. Происходит отказ от средневековой схоластической системы
образования. Естествознание отделяется от философии.
3. Классический (18-19 вв.). Стало
понятно, что наука всех проблем решить не может.1) Наука превращается в
идеологию, что выражается в понятиях: сциентизм (научность) – убеждение в том,
что наука в состоянии решать все проблемы и обладает монополией на истину;
позитивизм – признание науки как высшей формы развития культуры человечества.
2) Наука переходит от собирания фактов к созданию фундаментальных теорий. 3)
идеал ученого уже не энциклопедист, а узкий специалист. 4) Появляются
технические школы (в 1720 г
во Франции). Эти школы не были чисто прикладными и техническими, в них
изучались и фундаментальные науки.
4. Постклассический (конец 19 –
середина 20 в.).
1) Происходит
сращение науки и производства, т.е. научные лаборатории становятся ближе к
фабрикам и заводам; 2) Появляется профессиональная научная деятельность и из
научных обществ исключаются любители.
5. Период большой науки (приблизительно
с 40-х гг. 20 в.)- государство начинает использовать науку в своих интересах;
наука превращается в решающую производительную силу; наука возвращается в
ценностное поле, начинает соотноситься с моралью, нормами общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий