15.И. Кант: диалектика теоретического и
практического разума
Диалектический характер
имела критика Кантом рассудочного мышления. Кант различал рассудок и разум; он
считал, что разумное познание выше и по природе своей диалектично. В этом
отношении особый интерес представляет его учение о противоречиях
("антиномиях") разума. Согласно Канту, разум, решая вопрос о
конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и т.д., впадает в
противоречия.
Диалектика, по мнению
Канта, имеет негативный отрицательный смысл: с одинаковой убедительностью можно
доказывать, что мир конечен во времени и пространстве (тезис) и что он
бесконечен во времени и пространстве. В "Критике практического
разума" Кант изложил самостоятельную этику долга, которая лежит в основе
такого размышления: разум познает природу, ее явления с помощью опыта, он не
может быть ограничен рамками чисто априорного знания. Но разум может определять
волю человека и его практическое поведение. Человек не свободен от законов
природы, но благодаря своему "познающему" характеру (человек как
индивидуальность) он свободен и следует в пределах теоретического разума. Закон
морали, которому он должен подчиняться, и есть категорический императив. Он не
дает человеку права на вознаграждение за свою моральность, зато дает
уверенность в Боге как гаранте моральности
В книге "Критика
чистого разума" Кант стремится опровергнуть все чисто рациональные
доказательства существования Бога. Он ясно показывает, что у него другие
основания для веры в Бога. Позднее они излагаются им в «Критике практического
разума» (1786). Но сейчас его цель полностью негативная.
Бог, свобода и бессмертие,
говорит он, являются тремя «идеями разума». Но, хотя чистый разум приводит нас
к тому, чтобы сформировать эти идеи, он не может сам доказать их реальность.
Значение этих идей практическое, то есть связанное с моралью. Чисто
интеллектуальное применение разума ведет к трудностям. Единственное правильное
использование направлено на моральные цели.
Комментариев нет:
Отправить комментарий