Наука как особая сфера культуры - соотношение
научного и вненаучного видов знания.
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы знания. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания.
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы знания. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания.
Выделяют следующие формы вненаучного знания:
• ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
• донаучное, выступающее предпосылочной базой научного;
•паранаучное - как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом.;
• лженаучное - Лженаука представляет собой ошибочное знание.
• антинаучное - как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке.
• ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
• донаучное, выступающее предпосылочной базой научного;
•паранаучное - как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом.;
• лженаучное - Лженаука представляет собой ошибочное знание.
• антинаучное - как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке.
Еще на ранних этапах человеческой истории существовало
обыденно-практическое знание. Его основой был опыт повседневной жизни.
Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и
рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину,
но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенность - принципиально
бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор
каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают
теорию обыденного знания. Заметим, что ученый всегда внедрен также и в сферу
неспециализированного повседневного опыта, имеющего общечеловеческий характер.
Ибо ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий