Понятие метода и методологии
Метод
– совокупность правил, приемов, операций практического или теоретического
освоения действительности. Он служит получению и обоснованию объективно
истинного знания.
Характер
метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью
общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного
знания и т.д. Методы, подходящие для одной области научных исследований,
оказываются непригодными для достижения целей в других областях. В тоже время
многие выдающиеся достижения в науке – следствия переноса и использования
методов, хорошо зарекомендовавших себя в других областях исследования. Таким
образом, на основе применяемых методов происходят противоположные процессы
дифференциации и интеграции наук.
Учение
о методах – методология. Она стремится упорядочить, систематизировать методы,
установить пригодность применения их в разных областях, ответить на вопрос о
том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и
достаточными для реализации определенных научных целей.
Многообразие
видов человеческой деятельности обуславливает использование различных методов,
которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. В научном
познании применяют методы общие и специфические, эмпирические и теоретические,
качественные и количественные и т.д.
Методология
науки разрабатывает многоуровневую концепцию методологического знания,
распределяющую все методы научного познания по степени общности и сфере
действия.
философские методы (являются предельно общими, т.е. не только
общенаучными, в своем применении выходят за пределы науки, имеют направляющий
характер, существенно влияют на выбор предмета исследования, его средств и
правил. К числу философских методов относится, например, диалектический: формы
мышления должны быть подвижны и гибки аналогично подвижности и
переменчивости окружающего нас мира. Важнейшие принципы диалектики – историзм
(рассмотрение предмета в его историческом развитии), всесторонность
рассмотрения объекта, детерминизм и т.д.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий