29 мая 2012 г.

40 Общелогические методы познания.


Общелогические методы познания.
Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения. Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. Анализ и синтез явл-ся наиболее элементарными и простыми приемами познания, которые лежат в самом фундаменте чел-кого мышления.
Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от лат. наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему. Основой индукции явл-ся опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе кот-х собираются отдельные факты. Противоположностью индукции является дедукция, где, опираясь на общие знания, делают вывод частного хар-ра. В отличие от индукции, с кот-й дедукция тесно связана, она в основном используется на теор-ком уровне познания.  
Моделирование – это метод изучения объектов с помощью моделей (копий), к-рые берутся вместо оригинала. Моделирование применяется тогда, когда исследовать реальный процесс невозможно. Этот метод широко применяют в системе образования. Моделирование может быть материальным (предметным) и идеальным (знаковым, информационным).
Абстрагирование. Задача теор познания состоит в том, чтобы дать целостный образ исследуемого явления. Теор исследование выделяет эти связи, с помощью которых выделяется любое явление, и отражает их с помощью определенных научных абстракций. Для того, чтобы создать представление, необходимо мысленно воспроизвести объект во всей его полноте и сложности его связей и отношений. Для этого необходимо выделить основные абстракции, характеризующие изучаемых объект, а затем, постепенно развертывая их содержание, построить целостную систему понятий, раскрывающую не только отдельные связи и стороны объекта, но и конкретное взаимодействие этих связей.
Такой прием исследования называется методом восхождения от абстрактного к конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий