Общелогические методы познания.
Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального
расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения) с целью
их всестороннего изучения. Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез -
это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. Анализ
и синтез явл-ся наиболее элементарными и простыми приемами познания, которые
лежат в самом фундаменте чел-кого мышления.
Значительная
роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от
лат. наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль
исследователя движется от частного (частных факторов) к общему. Основой
индукции явл-ся опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе кот-х собираются
отдельные факты. Противоположностью индукции является дедукция,
где, опираясь на общие знания, делают вывод частного хар-ра. В отличие от
индукции, с кот-й дедукция тесно связана, она в основном используется на
теор-ком уровне познания.
Моделирование – это метод изучения объектов с помощью
моделей (копий), к-рые берутся вместо оригинала. Моделирование применяется
тогда, когда исследовать реальный процесс невозможно. Этот метод широко
применяют в системе образования. Моделирование может быть материальным
(предметным) и идеальным (знаковым, информационным).
Абстрагирование. Задача теор познания состоит в том, чтобы
дать целостный образ исследуемого явления. Теор исследование выделяет эти
связи, с помощью которых выделяется любое явление, и отражает их с помощью
определенных научных абстракций. Для того, чтобы создать представление,
необходимо мысленно воспроизвести объект во всей его полноте и сложности его
связей и отношений. Для этого необходимо выделить основные абстракции,
характеризующие изучаемых объект, а затем, постепенно развертывая их
содержание, построить целостную систему понятий, раскрывающую не только
отдельные связи и стороны объекта, но и конкретное взаимодействие этих связей.
Такой
прием исследования называется методом восхождения от абстрактного к
конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит главную связь
(отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом открывает новые связи,
устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте
сущность изучаемого объекта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий