Возникновение дисциплинарно - организованной науки
Дисциплинарно организованная наука прошла 5 этапов развития:
1. Подростковый этап - с момента появления
университетов. сер 12в.-до 15в включительно. 2. Романтический этап 16-17 вв. Смысл названия - вера, что наука способна
избавить человечество от всех проблем. Особенности этапа: 1) появление академий
как особых институциональных форм организации научного знания. 2) легитимизация
науки - признание и поддержка государства. 3) наука все больше отдаляется от
спекулятивной натур философии, авторитет уже не Аристотель, а опыт. 5) идеал
ученого - энциклопедист. 3. Классический период
(18 в-первая половина 19вв) 1) превращение науки в идеологию, научное знание
вытеснило церковное и стало считаться панацеей от всех бед. Были оформлены
такие рациональные теории как: деизм (утверждение, что Бог и мир существуют
отдельно друг от друга); теория гражданского общества, общественного договора,
разумного эгоизма. 2)происходит оформление
научных дисциплин и научная специализация. 3) наука переходит от
собирания фактов и их описания к созданию фундаментальных теорий. Происходит
сведение науки и производства, возникают технические высшие учебные заведения
(Парижская политехническая школа; в России «Корпус инженеров путей и сообщений»).
4)
Постклассический период 2-я половина 19в–1-я половина 20вв. 1)
Сращение науки и производства, связано с развитием капитализма.
2)профессионализация научной деятельности: из науки устраняются любители.
3)формируется концепция ценностей нейтральности научного знания: ученый считает
себя не имеющим этической ответственности за результат применения его
изобретений/открытий и т.п. 5)
«Этап большой науки» середина 20в до сегод дня. 1)огосударствление
науки: государство планирует научную работу, финансирует, определяет ее цели и
средства, участвует в формировании престижа научной деятельности. 2) происходит
научно-техническая революция т.е. наука превращается в решающую производит
силу.
Наука
приобрела черты универсальности, специализации, междисциплинарных связей.
Множество разных исследовательских коллективов, групп предлагают свои методы,
методики решения научной проблемы, задачи. Все это затем передается последующим
поколениям ученых и делается это посредством и в рамках дисциплинарно
организованной науки. В общем, дисциплинарная организация науки является
определенным способом систематизации научных знаний. Эта систематизация охватывает
методологическое, социально-организационное начало, связь с учебными
заведениями, подготовку учебников и т. д. Степин считает, что в конце ХУШ
начале XIX в. дисциплинарно организованная наука, включавшая в себя четыре
основных блока научных дисциплин математику, естествознание, технические и социально-гуманитарные
науки, завершила долгий путь формирования науки в собственном смысле слова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий