29 мая 2012 г.

27 Возникновение дисциплинарно - организованной науки


Возникновение дисциплинарно - организованной науки

Дисциплинарно организованная наука прошла 5 этапов развития:

1. Подростковый этап - с момента появления университетов. сер 12в.-до 15в включительно. 2. Романтический этап 16-17 вв. Смысл названия - вера, что наука способна избавить человечество от всех проблем. Особенности этапа: 1) появление академий как особых институциональных форм организации научного знания. 2) легитимизация науки - признание и поддержка государства. 3) наука все больше отдаляется от спекулятивной натур философии, авторитет уже не Аристотель, а опыт. 5) идеал ученого - энциклопедист.            3. Классический период (18 в-первая половина 19вв) 1) превращение науки в идеологию, научное знание вытеснило церковное и стало считаться панацеей от всех бед. Были оформлены такие рациональные теории как: деизм (утверждение, что Бог и мир существуют отдельно друг от друга); теория гражданского общества, общественного договора, разумного эгоизма. 2)происходит оформление  научных дисциплин и научная специализация. 3) наука переходит от собирания фактов и их описания к созданию фундаментальных теорий. Происходит сведение науки и производства, возникают технические высшие учебные заведения (Парижская политехническая школа; в России «Корпус инженеров путей и сообщений»). 4) Постклассический период 2-я половина 19в–1-я половина 20вв. 1) Сращение науки и производства, связано с развитием капитализма. 2)профессионализация научной деятельности: из науки устраняются любители. 3)формируется концепция ценностей нейтральности научного знания: ученый считает себя не имеющим этической ответственности за результат применения его изобретений/открытий и т.п.  5) «Этап большой науки» середина 20в до сегод дня. 1)огосударствление науки: государство планирует научную работу, финансирует, определяет ее цели и средства, участвует в формировании престижа научной деятельности. 2) происходит научно-техническая революция т.е. наука превращается в решающую производит силу.
Наука приобрела черты универсальности, специализации, междисциплинарных связей. Множество разных ис­следовательских коллективов, групп предлагают свои методы, методики решения научной проблемы, задачи. Все это затем передается последую­щим поколениям ученых и делается это посредством и в рамках дисцип­линарно организованной науки. В общем, дисциплинарная организация науки является определенным способом систематизации научных знаний. Эта систематизация охваты­вает методологическое, социально-организационное начало, связь с учебными заведениями, подготовку учебников и т. д. Степин считает, что в конце ХУШ начале XIX в. дисципли­нарно организованная наука, включавшая в себя четыре основных блока научных дисциплин математику, естествознание, технические и со­циально-гуманитарные науки, завершила долгий путь формирования науки в собственном смысле слова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий